Никак не могу сегодня угомониться - а ведь кому-то из вас это все еще и читать... Вы уж извините, если что.
Подруга сказала, что ей не нравится, когда играют "как написано". А мне, оказывается, нравится именно это. Может быть, потому, что жертвой "не как написано" стал один из любимых персонажей - Кристиан де Невиллет из ростановского "Сирано", про что уже было как-то писано. Может, потому, что я в принципе человек консервативный по натуре. Но я сейчас немного про Луку из "На дне".
буковы, довольно нудно
В принципе, автор может характеризовать персонажа через его слова, поступки, их соотношение, отношение персонажей к тому и другому... В любом случае, в тексте все есть - главное не полениться прочитать. Понятно, что в советское время Луку нельзя было не трактовать как лицемера - строительство коммунизма, "Человек - это звучит гордо" (кстати, Сатин произносит этот монолог под приличным уже градусом), и все такое.
Но - есть, например, кусочек, который написал автор: рассказ Луки, никоим образом никем не опровергаемый, не осмеиваемый и не противоречащий его поведению в других ситуациях. Пересказываю, чтобы покороче.
Охранял Лука дачу инженера под Томском, в лесу. Глухое место. Полезли двое с топором. Он с ружьем - пару раз предупредил, потом навел на них ружье. Они испугались, упали на колени. А он "осерчал", велел им прутьев нарвать и друг друга выпороть (тут надо вспомнить, как в то время (1902) телесные наказания воспринимались - как нечто само собой разумеющееся и не такое уж позорное). После этого они у него попросили хлеба. Выяснилось: они беглые каторжане, который день идут не жрамши, просили-просили хлеба, никто не дает. Покормил. И остались они у него на всю зиму. Цитирую: "Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес".
Итого имеем:
- два человека готовы были Луку убить (раз уж пошли на него с топором)
- после этого он не стал сам вымещать на них злобу, а вместо этого наказание, так сказать, каждый получил практически от себя самого (когда люди вместе решаются бежать, да потом еще вместе же плутают какое-то время...)
- затем он их накормил...
- ...и оставил у себя на всю зиму. Спокойно доверяя свое ружье. Двух беглых каторжан, которые готовы были его убить.
И еще один маааасенький нюанс. Из всех обитателей "дна" Лука единственный, кто отказывается выпить. В том числе и на халяву.
Да, вот еще - дописалось, и только потом пришло в голову. Человек лицемерит с целью получения выгоды для себя - сиюминутной или в перспективе. Что лука получил (или мог в перспективе) получить с людей, у которых ни гроша - что беглых каторжников, что обитателей ночлежки - той же умирающей Анны?